Энергоэффективность перевели в «спящий режим»
Как сказал 27 ноября Владимир Путин, «одна из важнейших задач в экономике – повышение производительности труда. Без энергоэффективности невозможно решить эту задачу». Для улучшения энергоэффективности отечественной экономики в 2013 году была принята государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики». До 2020 года на ее реализацию планировалось направить около 28,6 триллиона рублей, из них бюджетные средства составят примерно четверть от общего объема инвестиций, остальное – внебюджетные средства главным образом компаний ТЭКа.
В этом году, согласно программе, на проекты по энергоэффективности в энергетике планировалось потратить 15 миллиардов рублей. Однако 7 декабря было принято постановление правительства, согласно которому в государственную программу были внесены изменения, предусматривающие, помимо прочего, кардинальное сокращение средств, выделяемых государством на финансирование проектов по энергосбережению и энергоэффективности. В 2016 году размер государственного финансирования энергосбережения составит 529 миллионов рублей вместо запланированных 7,17 миллиарда рублей, а в 2017‑м предполагается потратить на реализацию подпрограммы 475 миллионов рублей по сравнению с ранее заложенным объемом в 5,73 миллиарда рублей.
Эксперты отмечают, что тревожные «звонки» были и раньше. Так, в антикризисной программе правительства, позиционированной как «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики…», не было ни единого упоминания слов «экономия», «энергосбережение», «энергоэффективность». По-видимому, это было не случайно: судя по всему, власти страны решили свести к минимуму государственную поддержку программ энергосбережения и энергоэффективности.
Из опубликованного Минэнерго проекта программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» следует, что из средств федерального бюджета на реализацию программы планировалось потратить порядка 104,9 миллиарда рублей, из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ – 562 миллиарда рублей, из внебюджетных источников (средства юридических лиц) – почти 28 триллионов рублей.
При этом на правительственном уровне, в частности в Минэнерго, продолжаются разговоры о том, что надо продолжать заботиться о развитии энергосбережения и повышении энергетической эффективности. Это естественно, ведь важность энергосбережения и повышения энергетической эффективности в настоящее время не может оспорить никто, даже самый закоренелый скептик. Вопрос в том, как реализовать потенциал энергосбережения, какие меры необходимо предпринять правительству, чтобы страна могла превратить его в энергоэффект. Конечно, как говорят специалисты, невозможно не учитывать влияние кризиса, возможно, без сокращения расходов на программы не обойтись. Но, по мнению экспертов, необязательно вкладываться в денежном эквиваленте, возможны и другие варианты господдержки: например, в виде налоговых и кредитных послаблений, создания благоприятных условий для развития специализированного бизнеса.
К сожалению, правительство не стало долго ломать голову над тем, какие меры, кроме финансовой поддержки, можно принять по отношению к развитию энергосбережения в России. А на финансовую поддержку средств энергоэффективности в стране, по‑видимому, не нашлось средств. Поэтому в ближайшей перспективе все проекты по энергоэффективности и энергосбережению в российской энергетике, скорее всего, будут осуществляться только с помощью частных инвестиций. Пока сложно сказать, сознательное ли это переформатирование государственной поддержки энергосбережения или ее перевод в «спящий режим», подразумевающий постепенное угасание… Однако то, что энергоэффективность перестала входить в число государственных приоритетов, – факт.