Итоги недели 2-6 марта: коронавирус, теплая зима и тарифы
Одной из ключевых тем в повестке всего мира является, безусловно, коронавирус – из-за него введены повышенные меры безопасности, отменяются или переносятся мероприятия, наблюдается нестабильность на различных рынках, в том числе нефтяном.
Так, оргкомитет Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ – 2020) отменил проведение мероприятия в 2020 году, которое было запланировано на 3-6 июня. Нефть Brent просела ниже $49 за баррель, а за этим биржевые курсы доллара и евро к рублю подорожали до уровня января 2019 года. По данным Московской биржи, курс доллара превысил отметку 68 рублей, а курс евро поднялся выше отметки 77 рублей.
К другим событиям. 2 марта в Совете Федерации состоялись парламентские слушания, посвященные проблематике газификации в России. Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что средний уровень газификации РФ за последние 10 лет увеличился с 62,4% до 70,1%, суммарная протяженность газопроводов составляет более 1 млн. км. Ежегодно за счет строительства новых газопроводов этот уровень поднимается на 1%.
По словам министра, сегодня для внутреннего потребления используется около 440 млрд. куб. м. газа, при этом для нужд населения, а это около 37 млн. абонентов, требуется всего 90 млрд. куб.м. Крупнейшим потребителем остается сектор электроэнергетики.
«Мы получаем много обращений от субъектов РФ и видим, что есть запрос общества на более активное использование газа в бытовых и промышленных целях. На сегодня подготовлена новая модель газификации субъектов РФ, которая требует обсуждения на разных уровнях», — подчеркнул глава ведомства.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко убеждена: процесс газификации должен проводиться не только в рамках коммерческого интереса, а как стратегически важное направление работ, которое должно выполняться без проволочек, согласно поставленной Президентом задаче.
«Необходимо выработать новые дорожные карты, предложить механизм формирования прозрачной цены на подключение газа, которые защитят граждан от завышения цен на подключения домов», — убеждена она.
Тем более, для некоторых регионов вопрос газификации стоит достаточно остро. Один из них – Забайкальский край, где, в основном, используется угольная генерация, в связи, с чем тарифы на электроэнергию по всем видам потребителей выше, чем в соседних регионах.
С 2008 года, регион неоднократно рассматривал возможность газификации и обращался в Газпром, но в связи с отсутствием газа, в крае нет необходимых компетенций для разработки соответствующей программы. Найти общий знаменатель сторонам не удалось до сих пор.
Узнав об этом, Валентина Матвиенко обратилась к заместителю председателя правления ПАО «Газпром» Виталию Маркелову, отметив, что не нужно игнорировать эту ситуацию.
«Забайкальский край не должен быть изгоем в Российской Федерации. Это один из крупнейших субъектов, и он тоже должен иметь программу газификации в том виде, в каком Газпром посчитает правильным ее реализовать там, чтобы туда пошли инвесторы, чтобы промышленность развивалась — кто иначе будет кормить край. Вот и посмотрите, как это сделать. Если останавливает высокая себестоимость газа, нужно выходить в Правительство, в Минэнерго, обсудить какие-то механизмы компенсации. Нужна просчитанная и сбалансированная программа», — заявила она.
Тем временем, стало известно, что в России могут пересчитать плату за отопление по причине теплой зимы. На перерасчет за отопление могут рассчитывать граждане регионов, где платеж за отопление начисляется равномерно в течение года, а не ежемесячно по показаниям общедомовых счетчиков.
«Если по решению региональной власти платеж вносится небольшими долями в течение всего года исходя из среднемесячного объема потребления, то в случае теплой зимы вся переплата учитывается при ежегодной корректировке по показаниям счетчика», — уточнили в Минстрое.
Депутаты Госдумы считают, что сейчас граждане переплачивают за услуги ЖКХ, так как затраты энергетиков в этом отопительном сезоне явно ниже, чем в предыдущие. Эксперты отмечают: переплат можно будет избежать, если оснастить все дома счетчиками. Экономия только по одному дому за год может составлять от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Между тем, серьезной угрозой для ЕЭС России стал переход крупных промышленных потребителей на собственную генерацию. Причины ухода из распределительных сетей заключаются в том, что промышленные потребители, оценивая свои финансовые риски, активно реагируют на цены и изменения законодательства в сфере электроэнергетики и проводимую региональными органами регулирования тарифную политику.
По словам начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрия Васильева, в текущей ситуации введение и дифференциация тарифов «ФСК» и обязательной оплаты неиспользуемого резерва сетевой мощности повлечет резкий рост платежей ряда потребителей и создаст стимулы для децентрализации электроэнергетики. Потеря новых потребителей и уход старых снизит спрос на электроэнергию, а это, в свою очередь, еще больше увеличит цены (тарифы) на электроэнергию, и так дальше по спирали.
«Проводимая в последние годы Правительством РФ политика, направленная на борьбу с перекрестным субсидированием, дает свои плоды. Перекрестное субсидирование в реальном выражении снижается, его доля в конечной цене также падает. Кроме того, учтенный в тарифах на услуги по передаче электроэнергии 2020 года объем перекрестного субсидирования относительно 2019 года снизился. При этом перекрестное субсидирование в большинстве субъектов РФ продолжает оказывать влияние на конечную цену электрической энергии, особенно в тех регионах, где оно распределено не сбалансировано», — сказал он.
Следующим шагом в работе по выравниванию тарифов на услуги по передаче электроэнергии является поэтапное равномерное распределение объемов перекрестного субсидирования при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что предусмотрено инициативой ФАС России, утвержденной постановлением Правительством РФ от 13.11.2019 № 1450.
Этот переход займет пять лет, до 2025 года потребуется непосредственная вовлеченность региональных регуляторов в настраивание тарифных решений. В результате за счет плавного изменения тарифов удастся снять избыточную нагрузку с ряда потребителей и снизить стимулы для перехода на собственную генерацию. В дополнение к этой мере в первоочередном порядке требуется актуализировать сами значения перекрестного субсидирования по каждому субъекту РФ.
Источник: газета «Энергетика и промышленность России»